Новый антибиотик Smart bomb (умная бомба) для борьбы с бактериями сальмонеллы

Растущую распространённость бактерий устойчивых к антибиотикам можно смело отнести к глобальной человеческой проблеме, причем самим человечеством и созданной. Бесконтрольное применение антибиотиков ускоряет эволюцию микроорганизмов, которые, в свою очередь, превращаются в так называемые «супербактерии» обладающие иммунитетом к лекарствам. Новый антибиотик «Smart Bomb» (умная бомба) может быть ориентирован на конкретные штаммы бактерий и может стать лекарством нового поколения для предотвращения угрозы со стороны бактерий устойчивых к антибиотикам.

Разработанная исследователями из Университета Северной Каролины, новое методика имеет большие перспективы стать мощным оружием в борьбе с бактериями, обладающими лекарственной устойчивостью. В отличие от обычных антибиотиков, которые убивают и полезные и плохие бактерии, новый препарат находит и убивает только специфические штаммы бактерий, а полезные бактерии остаются не тронутыми —  отсюда и название «умная бомба».

В рамках своей иммунной системы, многие бактерии обладают системой под названием CRISPR-Cas. Когда клетка подвергается нападению вирусов, система CRISPR-Cas создает небольшие нити РНК (CRISPR РНК), которые соответствуют специфической последовательности ДНК захватчика. Когда CRISPR РНК находят совпадение, они высвобождают белки разрывающие ДНК захватчика, тем самым устраняя инфекцию.

Доктор Чейз Бейзель, доцент кафедры химической и биомолекулярной инженерии

В лабораторных испытаниях мы обнаружили, что данный подход удаляет целевые бактерии. Мы все еще пытаемся понять, как именно разрыв ДНК приводит к ликвидации бактерии. Однако мы воодушевлены легкостью распознавания различных бактерий и их ликвидацией.

В контролируемой среде и при наличии различных комбинаций бактерий, команде удалось уничтожить бактерии сальмонеллы, не влияя на полезные бактерии. Они также продемонстрировали возможность уничтожения штамма одного вида, в то время как штамм того же вида с ДНК, совпадающей на 99%, остался не тронутым.

Нацеливаясь на конкретные нити ДНК с помощью системы CRISPR-Cas, мы смогли обойти механизмы, лежащие в основе устойчивости к антибиотикам.

В настоящее время, исследователи работают над методом доставки CRISPR РНК, которые можно эффективно реализовать в клинических условиях.

Подробности исследования по созданию лекарства «Smart Bomb» опубликованы в журнале mBio.