Обнаружена новая сила

Ученые уже давно знают, что абсолютно черные тела (АЧТ) создают излучение, которое, в свою очередь, обладает отталкивающим эффектом. Однако, по данным нового исследования, в этой игре можно играть не только в одни ворота, и есть сила, которая действует как гравитация — то есть притягивает объекты к АЧТ. Ученые назвали эту силу «blackbody force». Не оригинально, конечно, зато по существу.

Абсолютно черное тело — это астрономический объект, который никогда и ничего не отражает. Но при этом сам может производить излучение, причем зачастую — в видимом спектре, который для АЧТ измеряется температурой в Кельвинах. Кроме того, абсолютно черное тело смещает атомную энергию молекул, что известно как эффект Штарка. Это происходит когда электрическое поле, создаваемое излучением АЧТ, отправляет фотоны в окружающие молекулы и атомы, что часто создает энергию отталкивания, которую ученые привыкли видеть вокруг абсолютно черного тела. Однако, если уровень энергии фотона достигает определенных значений, а излучение АЧТ меньше 6000 градусов Кельвина, то создается сила притяжения, которая превосходит давление излучения, а в некоторых случаях превосходит даже силу тяжести!

Эта новая сила абсолютно черного тела влияет только на мельчайшие частицы во вселенной, но при этом умудряется оказывать влияние на основные астрофизические сценарии. Австрийская группа ученых, которая и открыла эту силу, начала интересоваться, как она влияет на космическую пыль.

М. Сонлитнер (M. Sonnleitner), университет Инсбрука:

Эти частицы субмикронного размера играют важную роль в формировании планет и звезд, в астрохимии. Очевидно, что есть некоторые открытые вопросы о том, как они взаимодействуют с окружающим водородом или друг с другом. Сейчас мы изучаем, насколько эти дополнительные силы притяжения влияют на динамику атомов и пыли.

Ученым еще далеко до повторения данного эффекта в лаборатории. Но когда они это сделают, есть надежда, что данные эксперимента прольют свет на некоторые фундаментальные вопросы астрофизики. И уж совершенно точно будет здорово увидеть новую силу за работой, даже если она действует только в микромире.